Как понять, что ребенка пора отдавать в сад, рассказала психолог

Как понять, что ребенка пора отдавать в сад, рассказала психолог

22 мая 2025 56
Пора ли ребенку в сад, готов ли малыш к таким серьезным переменам в жизни и как помочь чаду адаптироваться в такой непростой период. На эти и другие волнующие вопросы журналисту сетевого издания ont.by ответила психолог Анастасия Сивуда и дала рекомендации, как максимально смягчить время адаптации к дошкольному учреждению.
Как понять, что ребенка пора отдавать в сад, рассказала психолог
Час настал 

По словам специалиста, каждый случай индивидуален, но есть ряд критериев, по которым можно понять, что ребенок готов к детсаду. 

«Если малыш умеет самостоятельно одеваться, ходит в туалет, сам кушает и пьет из чашки, без помощи взрослых садится на стул, может оставаться без мамы больше, чем на час, активно играет с детьми на детской площадке, значит, физически он готов к посещению детского сада», – пояснила она.

А вот психологическая подготовка ребенка к дошкольному учреждению должна начинаться заранее – за полтора-два месяца до начала посещения. Что для этого делать?

«Водите малыша к садику, когда дети на прогулке, показывайте, как они там играют, как им весело, а также что там есть воспитательница, которая с ними занимается. Водите к саду в то время, когда деток забирают домой, и показывайте, что за всеми приходят родители, никто не остается ночевать, подчеркивайте, что мама придет и заберет», – порекомендовала Анастасия Сивуда.

Адаптация у каждого своя 

Психолог пояснила, что адаптация – это естественный процесс привыкания к новым условиям, который сопровождает новый этап развития ребенка. В это время вся семья проживает нормативный кризис включения ребенка в социальные структуры. 

Один малыш становится капризным, не хочет идти в детсадовскую группу, плачет в раздевалке, при упоминании сада – бросается в слезы. Другой не плачет, но находит иной способ сброса напряжения: после сада становится более активным, не отходит от мамы, боится с ней расставаться, может наблюдаться некий шаг назад в развитии. Поэтому важно понимать, что адаптация –  это не всегда про слезы. 

«Бывает, малыш так переживает, что у него блокируются эмоции, он их не проявляет. К примеру, был очень активным, а стал очень спокойным. Это важно заметить и найти выход эмоциям. Кто-то проходит этот период относительно спокойно и быстро. У всех свой темп. Даже у детей из одной семьи этот период может протекать по-разному. Не сравнивайте!» – сакцентировала внимание психолог.

Помните, что ребенку и вам в это время непросто: нагрузка на нервную систему имеет накопительный характер, поэтому психике необходимо время на отдых и разгрузку.

Как помочь ребенку адаптироваться?

Есть моменты, которые помогут вашему малышу привыкнуть к происходящему. Для этого прислушайтесь к следующим советам.

– Когда ведете ребенка в первый раз в группу, пройдите с ним, пусть он вместе с вами познакомится с обстановкой, игрушками, спальней, туалетом. 

– Желательно, чтобы режим малыша дома в этот период был максимально похожим на режим садика. 

– Не оставляйте ребенка в саду в первые дни больше, чем на полтора-два часа. Дальше – следите за его динамикой и придерживайтесь рекомендаций от педагога. Если адаптация постепенная, она проходит мягче. 

– Снижайте неопределенность у своего малыша, делайте его день в садике предсказуемым: чаще проговаривайте, что с ним будет происходить (например: «Ты придешь, помоешь ручки, покушаешь, дальше вы поиграете, сходите на улицу, придете в группу – и я тебя заберу»). 

– Обязательно предупреждайте об изменениях, например, если оставляете на обед или сон. 

Кроме того, пусть у вас с вашим чадом будут общие ритуалы: общение по дороге в садик, перед тем как он пойдет в группу, при встрече в конце дня; после сада поиграйте на улице, пусть ребенок набегается: через тело прекрасно выходит напряжение; интересуйтесь, что происходило в группе, как прошел день, с кем малыш дружил, во что играл – это тоже поможет снять напряжение.

«Читайте терапевтические сказки про детский сад, играйте в него с игрушками, лепите из пластилина, рисуйте – все это прекрасно помогает», – поделилась рекомендациями компетентный специалист.

Нормальная адаптация может длиться от месяца до полугода: здесь важно наблюдать за динамикой процесса.

«Если вы видите, что сегодня ваш ребенок чуть меньше плачет, чем вчера, что продолжительность и интенсивность его истерики чуть ниже, чем раньше, это значит, что динамика есть – и через некоторое время ему станет легче. Если малыш в раздевалке плачет, а в группе успокаивается, это тоже положительный момент динамики», – уточнила Анастасия Сивуда.

Главные признаки, что можно оставлять на сон

Специалист рассказала, как понять, что ваш малыш готов остаться на дневной сон в садике.

«Оставляйте на сон, если ваш ребенок непрерывно ходит в сад более трех недель. Если он отсутствовал две недели, адаптация начинается сначала. Если малыш не плачет в группе. Если дома он ведет себя, как и до начала садика. Если ваше чадо проявляет интерес или спокойно реагирует, когда вы говорите ему о том, что после обеда детки идут спать в спальню», – порекомендовала белорусский психолог.

Как правило, воспитательница сама видит и предлагает оставить малыша на сон. И сама мама всегда чувствует, готов ли ее ребенок ко сну в садике. 

«Не торопитесь со сном! Но и не упустите тот момент, когда ребенок уже готов остаться спать, чтобы не затянуть и не ввести в привычку забирать его после обеда», – предупредила Анастасия Сивуда.

По мнению психолога, здесь нет определенных сроков. Обычно, в течение месяца-полтора все дети остаются. 

Очень важно! Предупредите ребенка о том, что вы его оставите на дневной сон, ведь в этом возрасте дети не ориентируются во времени. Говорите так: «Сегодня ты придешь в группу, покушаешь, поиграешь, вы сходите на улицу, потом пообедаешь – и после обеда со всеми детками пойдешь в спальню, там будут кроватки, и ты поспишь, а когда проснешься, я тебя заберу!»

Любые изменения проговаривайте ребенку несколько раз.

А если малыш не хочет спать…

Бывает и такое, что малыш наотрез отказывается от дневного сна в садике, специалист дала рекомендации на этот счет.

«Если это длится меньше месяца или полтора, дайте ему больше времени. Не оставляйте на сон еще неделю-две, дома сохраняйте режим сада, укладывайте спать после прихода. Когда это время пройдет, начните спрашивать, что дети делают после обеда, куда они идут, давай и ты останешься спать со всеми, а я тебя потом заберу. Когда останется, поощрите его, устройте дома маленький праздник, закрепите этот результат», – посоветовала она.

По словам психолога, если же ребенок остается в спальне и не спит, нужно предложить ему просто полежать: за неделю-две скорее всего начнет спать.

Как быть с едой

Обычно детки отказываются есть в саду, особенно в самом начале знакомства с ним, и это без внимания оставлять нельзя. 

В таком случае попросите воспитателей пойти вам навстречу и дать малышу привыкнуть к обстановке, к посуде, к пище. В саду ребенок оказывается совершенно в новых обстоятельствах, с новыми правилами, взрослыми и детьми, и новая еда – тоже что-то незнакомое. И в данном случае отказ от еды – это реакция на многочисленные изменения в жизни. 

«Дома интересуйтесь, что детки кушали в группе, поиграйте в садик, пусть ребенок станет поваром, а вы – ребеночком, и он вам приготовит еду, а вы – отзеркалите его поведение, что не хотите, а потом – попробуете», – дала советы Анастасия Сивуда.

Как реагировать на слезы

Специалист настоятельно рекомендует, если ребенок плачет, максимально сохранять самообладание и оставаться спокойными. Маме лучше удерживать свою взрослую позицию, не становиться ребенком в этот момент – чтобы не получилось два плачущих ребенка, идущих в сад. Ваша задача – показать, что вы спокойны, вы продолжаете быть поддерживающей мамой, что с вами ему бояться нечего. 

«Если ребенок плачет, но может в этот момент реагировать на ваши слова, скажите, что любите его, скоро заберете и потом вместе отправитесь домой. Если же он плачет так, что не способен среагировать на вас, лучше ничего не говорить, а продолжать либо его вести в сад, либо переодевать, если это происходит возле группы», – сказала психолог.

Нужны ли «развивашки»?

По ее словам, если адаптация протекает более или менее спокойно, можно продолжать ходить на развивающие занятия, но наблюдать при этом за ребенком (максимум – два занятия в неделю), нет ли у него перегрузки. По поведению вы поймете, каково малышу. Если же ребенок сложно проходит этот период, «развивашки» лучше ограничить и дождаться, когда он привыкнет к саду. 

«И вообще, избегайте плотного расписания у ребенка, чтобы его режим был похож на детство, а не на режим загруженного взрослого человека», – отметила Анастасия Сивуда.

! Подвижная игровая деятельность у дошкольников должна быть на первом месте.

Если малыш плохо себя ведет…

Многие задаются вопросом, как себя вести, когда ребенок отбирает у других игрушки, толкается и т.д. Здесь важно понимать, достаточно ли развита речь у вашего чада, умеет ли малыш просить… Если да, то психолог рекомендует проиграть дома с игрушками эти ситуации: говорите, что в саду все общее и нужно попросить у другого или подождать, пока игрушку не вернут на место, можно взять что-то другое. 

В садовский период у детей закладывается навык коммуникации и личных границ. Они не знают, как вести себя, поэтому прибегают к такому виду общения. Это для них понятный язык. Поэтому начните свое чадо перестраивать: «Попроси!», «Скажи другому словами!».

Если такое поведение проявляется у вас на глазах (на площадке и т.д.), то говорите малышу: «Стоп! Так нельзя! Давай вместе попросим у Саши игрушку!»

Анастасия Сивуда: «Желаю и мамам, и деткам легкой адаптации к саду. Ведите ребенка в сад с доверием! Он будет считывать ваш настрой и это также смягчит адаптацию».

ОНТ