Пережитое не забывается. Ликвидатор последствий Чернобыльской АЭС Валерий Кривицкий делится воспоминаниями об особенностях работы в зоне отчуждения

Пережитое не забывается. Ликвидатор последствий Чернобыльской АЭС Валерий Кривицкий делится воспоминаниями об особенностях работы в зоне отчуждения

26 апреля 2024 242

38 лет назад произошла одна из самых страшных аварий в истории атомной энергетики – взорвался реактор четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС. Чернобыльская катастрофа привела к большим человеческим жертвам, а ее отголоски ощущаются и сегодня. Однако масштабы трагедии могли быть еще более значительными, если бы не мужество и самопожертвование сотен тысяч ликвидаторов. Рискуя собственным здоровьем и жизнью, они выполнили свой долг и прекратили распространение смертельной радиации. Этот героический поступок навсегда останется в памяти человечества.

Тринадцать сотрудников Новогрудского отдела Департамента охраны МВД в необычайно сложной обстановке уверенно прошли испытание на мужество и стойкость. Память о подвигах ликвидаторов последствий той страшной техногенной аварии сохраняется сотрудниками охраны и сегодня. Один из них, Валерий Кривицкий, согласился поделиться своими воспоминаниями об особенностях работы в зоне отчуждения.

В Новогрудский отдел Департамента охраны МВД Валерий Евгеньевич пришел на службу в 1978 году. Предварительно была служба во внутренних войсках МВД СССР.

– В ряды ликвидаторов я попал абсолютно добровольно. Не один, а сразу пятеро наших работников вошли в состав сформированной группы, которая должна была оперативно выехать в зону отчуждения. В поселке Комарин были мы с 25 августа по 6 октября, – рассказывает Валерий Кривицкий. – Служба была сложной и напряженной. Но все понимали: раз уж мы оказались здесь, надо было вести себя достойно и делать то, что должны.

Оглядываясь назад, думаю, что, скорее всего, решающую роль сыграло идеологическое воспитание, да и молодые были. Я гордился своей страной и был готов рискнуть собственной жизнью ради общего дела. Возможно, кто-то сейчас назвал бы такой поступок необдуманным, но я так не считаю. С моей точки зрения, я принял правильное решение и ни о чем не жалею.

– Группа располагалась в 30 – километровой зоне отчуждения, там несли службу по охране населенных пунктов, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, – добавляет ликвидатор. – Были организованы группы из числа работников милиции, которые следили за порядком в зоне отселения. Знаете, при эвакуации людям пришлось оставить много личных вещей, поэтому многие старались вернуться за нажитыми. Это было очень опасно, к сожалению, люди не хотели понимать. Наша задача – остановить такие попытки. Здоровье дороже материальных ценностей.

На вопрос, какие меры предпринимались, чтобы обезопасить ликвидаторов, Валерий Евгеньевич рассказал, что применялись меры дезактивации.

– Обрабатывали домовладения и прилегающие дороги специальным раствором, чтобы предотвратить распространение радиоактивной пыли. Что касается индивидуальной защиты, то нам выдавались респираторы, а верхнюю одежду нужно было ежедневно сдавать в стирку. Вот, собственно, и все. Никаких спецсредств нам не выдавали. В каждом отряде был свой врач, который внимательно следил за здоровьем личного состава и ежедневно выдавал витамины. Питание, кстати, было абсолютно обычным, без каких-либо ограничений. И его привозили, – вспоминает Валерий Евгеньевич.

Полтора месяца, которые В.Е. Кривицкий провел в зоне отселения, стали для мужчины очередным заданием, которое успешно выполнил и, вернувшись домой, приступил к службе в отделе. Затем на различных должностях работал в отделе по борьбе с экономическими преступлениями. И после выхода в запас тоже устроился на работу.

Ликвидаторы жертвовали собой, своим здоровьем, не думали о денежных вознаграждениях или льготах, а просто честно работали не только по долгу службы, но и по велению души. Ликвидатор последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Валерий Кривицкий отмечен Благодарностью Министра.

«Новае жыццё» | Telegram | VK | OK | Facebook |
Instagram | YouTube | TikTok | 

Автор: Ольга Писар, «НЖ»