Модельное законотворчество и дебюрократизация процесса принятия решений. Гармонизацию законодательства Союзного государства обсудили в рамках IX Форума регионов Беларуси и России в Гродно

Модельное законотворчество и дебюрократизация процесса принятия решений. Гармонизацию законодательства Союзного государства обсудили в рамках IX Форума регионов Беларуси и России в Гродно

30 июня 2022 246

Стороны обсудили законодательство Союзного государства.

На одном из шести секционных заседаний, которые проходят сегодня в Гродно в рамках IX Форума регионов Беларуси и России, стороны обсудили законодательство Союзного государства, его современное состояние и основные направления дальнейшего сближения.

Участие в работе секции приняли председатель Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Сергей Сивец, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Полетаев, заместитель Государственного секретаря Союзного государства – член Постоянного Комитета Союзного государства Алексей Кубрин и другие.

В ноябре 2021 года были утверждены 28 союзных программ, направленных на дальнейшую интеграцию Беларуси и России. Одна из задач участников секции – подвести предварительные итоги того, как реализуются программы по ряду направлений, выяснить шероховатости, чтобы принять меры для их ликвидации. Кроме того, как отметил председатель Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Сергей Сивец, важно обсудить, какие правовые регуляторы существуют сегодня для максимально оперативной реализации уже принятых решений.
– Сегодня у нас происходит конструктивный диалог с российскими коллегами, по итогам которого будут выработаны рекомендации и в дальнейшем использованы в практической работе, – отметил Сергей Сивец. – На данном этапе основной объем работы лежит на плечах республиканских органов госуправления, которые являются регуляторами отношений, направленных на реализацию принятых госпрограмм. Важно выслушать руководителей  республиканских органов, как они справляются, как мы юристы можем им помочь.

По словам председателя Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству, важно синхронизировать действия в плане унификации законодательства, ведь в Беларуси и России законотворческие процессы различаются.

– Чтобы мы параллельно принимали решения, необходимо максимально задействовать потенциал модельного законотворчества, который являет собой единую платформу, выработать общие подходы к дефинициям и категориальному аппарату. Мы этой работой занимаемся в рамках парламента. А форум – это площадка, где можно судить, что сделано и что предстоит в перспективе.

Сергей Сивец отметил, что на реализацию союзной программы отведено два года. Уже в конце этого года будут подведены промежуточные итоги, в том числе с точки зрения правой формализации.

Как отметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Полетаев, впереди очень серьезный объем работы.
– Мы должны соответствовать требованиям, которые предъявляют нам главы государств, гармонизировать законодательство. Процесс этот непростой, он может затянуться на года два-три, но он будет постоянным. Потому что меняется законодательство, меняются вызовы, политическая ситуация, - сказал Владимир Полетаев. - По итогам участникам секции будут даны рекомендации. Это, безусловно, гармонизация законодательства, унификация, и у нас очень многое сделано в этом плане, однако есть определенные вопросы, которые мы должны решить сегодня. Прежде всего, это модельное законодательство, которое нужно развивать.

Он отметил, что участники секции – это профессионалы, которые давно занимаются вопросами интеграции России и Беларуси. Поэтому те выводы и дискуссии, которые здесь произойдут, положат основу новым предложениям и движению вперед.

По словам заместителя Государственного секретаря Союзного государства – члена Постоянного Комитета Союзного государства Алексея Кубрина, для того, чтобы развивать сотрудничество в разных направлениях – социальном, экономическом, промышленном, информационном – необходимо разработать либо переработать порядка 400 нормативно-правовых актов. 

– Для того, чтобы мы могли эффективно функционировать и максимально качественно использовать потенциал наших двух государств, а сегодня это важнейшая составляющая, нам необходимо всерьез заняться вопросами дебюрократизации тех нормативных актов, которые требуют быстрого принятия решений по направлениям, которые могут резко повысить эффективность и потенциал нашей промышленности, - сказал Алексей Кубрин. – Руководители двух государств не раз говорили, что мы должны очень жестко подходить к вопросам импортозамещения. Потому что по ряду ключевых направлений в отраслях у нас, к сожалению, очень большая составляющая импортного оборудования, комплектующих, технологий и так далее. Поэтому, когда появляется идея, причем хорошо проработанная в рамках Союзного государства, выясняется, что мы достаточно долго принимаем решения, чтобы можно было ее реализовать.
На данный момент органы власти Беларуси и России корректируют порядок разработки, согласования и утверждения программ Союзного государства, и уже сегодня в рабочем порядке ведутся серьезные переговоры с различными министерствами двух стран.

– Если это решение будет принято, мы как минимум в два раза ускорим срок принятия решений по высокотехнологичным вопросам, - подчеркнул Алексей Кубрин.

Во время секционного заседания участники обсудили также инструменты сближения законодательств Беларуси и России на современном этапе. Как подчеркнул директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси Вадим Ипатов, оба государства являются участниками многоскоростной интеграции, участвуя в различных интеграционных образованиях, прежде всего регионального уровня.

- Мы уже неоднократно обсуждали вопросы унификации и гармонизации законодательства России и Беларуси. Это, прежде всего, снятие всех барьеров, которое предполагает взаимоотношения между органами власти и гражданами. За время существования Союзного государства успешно осуществляется гармонизация гражданского законодательства, законодательства в сфере туризма, формирования единого миграционного и визового пространств двух государств, а также порядка поступления в вузы, оказания медицинской помощи. Предпринимаются активные шаги по сближению трудового законодательства, законодательства о социальном обслуживании. Сегодня проводится гармонизация законодательств Беларуси и России в области составления консолидированной финансовой отчетности и единых правил конкуренции, - сказал Вадим Ипатов.

С докладами выступили также участники семинара от российской стороны. По завершении заседания секции состоялось подписание соглашения о дружбе и сотрудничестве между городом Минусинском Красноярского края Российской Федерации и городом Ивье Гродненской области.


Гродненская правда