

Апгрейд по-польски
Эксперт обратил внимание на последовательную и долгосрочную политику милитаризации, проводимую Варшавой:— Польша когда-то приняла планы увеличить свои вооруженные силы с 120 тысяч до 300 тысяч человек. Теперь речь идет о 500 тысячах военнослужащих. Параллельно происходит полномасштабное перевооружение. Был даже амбициозный проект: приобрести в Южной Корее целый танковый завод и развернуть его производство на польской территории. Однако после анализа затрат и ресурсов, а также с учетом умеренного интереса корейской стороны от этой идеи отказались в пользу массовых закупок готовых корейских танков, бронетехники.
Аналитик подчеркнул беспрецедентные масштабы польской милитаризации: с каждым разом бюджет только растет. Так, по словам полковника запаса, финансирование идет не только на строительство военных объектов, но и на увеличение количества воинских частей, создание элементов логистики, строительство современных баз хранения различной военной техники.

Александр Маркевич
Особое внимание Александр Маркевич уделил антибелорусскому вектору польской политики:
— Польша устойчиво реализует политику по минимизации контактов с нашей страной. Варшава закрыла целый ряд пунктов пропуска и под различными предлогами не собирается возобновлять их работу, хотя общественный запрос на их открытие есть. Более того, варшавские власти активно строят на границе заградительные сооружения, которые наносят серьезный ущерб экосистеме приграничных территорий.
Такие действия Варшавы эксперт расценивает как сознательную политику изоляции и эскалации напряженности в регионе.
На геополитическом перекрестке
Почему происходит активная милитаризация Польши? По словам Александра Маркевича, страна переживает период глубокой политической трансформации. Недавние президентские выборы высветили раскол в польском истеблишменте: часть политических сил ориентируется на Вашингтон, другая — сохраняет приверженность брюссельскому курсу. Это противостояние, как отмечает эксперт, создает серьезную нагрузку на экономику страны. — Кроме этого, Польша была довольно серьезным хабом для поставок военной продукции в Украину, и она на этом нормально заработала, — подчеркнул эксперт. — Старое вооружение поляки отправили в Украину. А позже под американские гарантии закупили с минимальными затратами современные средства вооружения. Руководство Польши все еще лелеет надежду, что при определенной динамике украинских событий оно сможет вернуть себе западные земли Украины, а в перспективе, возможно, и закинуть удочку на Беларусь. Оно прорабатывает варианты дестабилизации обстановки в нашем государстве. Польша вообще многое делает для поддержки наших беглых, выделяются очень большие средства на формирование деструктивных настроений в отношении Беларуси.
Александр Маркевич резюмировал: мы четко понимаем замыслы польской стороны и не намерены оставаться пассивными наблюдателями. Беларусь будет последовательно принимать все необходимые меры для обеспечения своей безопасности и суверенитета.
Ломать — не строить
На днях член совета Латвийской торгово-промышленной палаты Гиртс Рунгайнис выступил с радикальным предложением полностью демонтировать железную дорогу с Россией, заявив о ее «переоцененной значимости». По его убеждению, с ж/д и связями с Россией Латвия не сможет стать богатой и состоятельной. Это заявление вызвало резонанс в медиа и обществе. Александр Маркевич, комментируя инициативу, провел параллели с ранее принятым решением об отключении от энергокольца БРЭЛЛ. По словам эксперта, это типичный пример того, как Латвия пытается любой ценой продемонстрировать свою лояльность ЕС: — Они сознательно идут на издержки, чтобы получить дивиденды в виде каких-то субсидий, подачек. Военного смысла в этом ноль. Рельсы рельсами, но насыпи-то останутся. Танки и быстроходные машины хорошо ходят везде. Танкам рельсы не нужны. Да и дронам тоже. Поэтому логики в оборонном плане здесь точно искать не стоит.
Александр Маркевич напомнил, что в 1990-е годы Латвия была крупным экспортером цветных металлов, потому высказал ироничное предположение: может быть, Рига хочет начать экспорт черных металлов — они снимут рельсы и продадут кому-нибудь.
Особое внимание полковник запаса уделил историческому контексту:
— В свое время решался вопрос о создании скоростной дороги из Латвии в Беларусь для того, чтобы российский уголь шел с юга на север. Перекладывались шпалы на более усиленные, цементные. Сейчас же все изменилось на 180 градусов.
Военный аналитик пришел к выводу, что подобные инициативы носят скорее популистский характер:
— Создается впечатление, что цель краткосрочная: разрушить, получить политические очки и возможные субсидии от ЕС, а уже потом пытаться представить это как стратегическое решение.
КОНТЕКСТ
Как украинцы пополняют казну Польши, но в итоге остаются за бортом
На днях польские СМИ растиражировали отчет экономической консалтинговой компании Deloitte. В нем говорится, что беженцы из Украины стали движущей силой экономики Польши. Они с охотой берутся за тяжелую низкооплачиваемую работу, от которой отказываются поляки, и исправно платят налоги, пополняя польскую казну.
Согласно документу, вклад беженцев в польский ВВП только в 2024 году достиг 2,7 %, что соответствует почти 100 миллиардам злотых. Примерно столько же Варшава потратила на Украину за три года с начала военных действий (хотя немецкий институт IfW Kiel дает цифру в пять раз меньше: 20 миллиардов злотых).
В качестве налогов и взносов украинские беженцы в 2024 году выплатили в казну 47 миллиардов злотых, увеличив государственные доходы Польши на 2,94 %, говорится в отчете Deloitte. Что касается доходов самих украинцев, то на 80 % они состоят из заработной платы и всего на 14 — из социальных пособий.
Согласно данным Info Sapiens, социальную помощь в Польше получают 35,5 % украинских беженцев. Лишь 9,4 % опрошенных украинцев сообщили, что получают гуманитарную помощь, 8,4 - помощь в трудоустройстве, 8,9 — помощь с жильем. При этом почти половина беженцев из Украины заявила, что польские власти не предоставляют им никакой помощи.
sb.by