Роман Хотян: «Если ребенок получил плохую оценку по школьному предмету кричать, гневаться или бить ребенка – нельзя!»

Роман Хотян: «Если ребенок получил плохую оценку по школьному предмету кричать, гневаться или бить ребенка – нельзя!»

Роман Хотян: «Если ребенок получил плохую оценку по школьному предмету кричать, гневаться или бить ребенка – нельзя!»

28 января 2023 1399
Когда ребенок начинает регулярно получать «двойки», мало кто из взрослых по-настоящему задумывается, как можно исправить ситуацию. Единственное правильное решение, как считает большинство родителей, лежит на поверхности: наказал, то в следующий раз будет стараться. К сожалению, такой подход приводит к противоположному результату. Ребенок, наказанный за плохую оценку, не начинает учиться лучше, а, наоборот, «запускает» учебу, а иногда и вообще может стать замкнутым или агрессивным. Как научиться спокойно реагировать на оценки в дневнике и не навредить психике ребенка? Разобраться с этим вопросом поможет психолог Новогрудской ЦРБ Роман Хотян. 

Плохие школьные оценки: наказывать ребенка или утешать?

– Система школьных оценок, к сожалению, становится системой оценивания в целом личности ребенка, что в корне неправильно. Например, если оценка за трудовую деятельность хорошая, то и личность тоже хорошая, а если плохая оценка, то и личность плохая. Но неудовлетворительные оценки еще не говорят об общей успеваемости или интеллекте. Как правило, двойка или тройка просто означают, что какая-то тема была усвоена хуже остальных, а это решаемо, – объясняет Роман Павлович. – Часто родители забывают, что все способности ребенка, навыки, желания, труд и старания, добрые дела и намерения можно обесценить словами: «Ты – двоечник!». Хочу отметить, что у ребенка приблизительно до 13-14 лет отсутствует критический анализ. После таких слов он будет постоянно думать о том, что конкретно имел в виду родитель или учитель. Если у ребенка занижена самооценка, у него может сформироваться устойчивая модель поведения, и он этому будет соответствовать как в прописанной программе свыше. Если ребенок получил плохую оценку по школьному предмету кричать, гневаться или бить ребенка – нельзя! Это является отрицательным стимулом к изучению предмета. Каждый родитель, наказывая ребенка, надеется, что он станет лучше учиться, стараться и выполнять программу обучения. Но родители забывают, что получение знаний и использование их на практике – это творческий мыслительный процесс. Мы это можем заметить у позитивно настроенных учителей, когда урок проводится с интересными рассказами, творческими идеями, разнообразным подходом. И дети с разными способностями и мировоззрением получают всегда положительные эмоции и в будущем хотят изучать этот предмет. Из этого следует, что позитивная мотивация более продуктивна для хороших оценок, чем гнев и моральное притеснение.

Стоит ли родителям делать домашнее задание с детьми?

– Делать домашнее задание вместе, когда ребенок просит помощи и не может разобраться, – это не только полезно, но и позитивно. Каждая семья должна определять условия процесса индивидуально. Желательно, чтобы он был регулярный, так как ребенок к нему легко сможет адаптироваться и участвовать в длительном школьном процессе. При этом не стоит забывать, что у всех дети с разными интеллектуальными способностями, поэтому и подходы в обучении должны быть разными, – рассказывает психолог. – Они не должны превращаться в постоянный стресс и психическое перенапряжение для ребенка. Родители и педагоги должны всесторонне подходить к формированию личности. Также хочу отметить, что на практике я нередко сталкиваюсь с детьми, которые плохо учатся по тем или иным причинам. После проведенной беседы выясняется, что сами родители не понимают и не принимают психологическую и мотивационную природу ребенка. Я всегда стараюсь донести до родителей, что не все дети должны быть инженерами, докторами или научными сотрудниками. Одни хотят стать актерами, а другие – спортсменами, от которых требуются совсем другие навыки, а не шаблонное заучивание фактов школьной программы. На такой консультации я помогаю выявить природу ребенка и психотип личности, чтобы показать, в какой социальной области в жизни ему следует развиваться. Много времени и сил требуется, чтобы убедить родителей, что их желания и нереализованные собственные возможности не должны негативно сказываться на жизни их ребенка.

Уважаемые родители! Не наказывайте ребенка за плохие оценки, а вместо этого воспользуйтесь нашими рекомендациями. Тогда он будет воспринимать свои плохие оценки как сигнал к тому, что нужно что-то доработать, где-то приложить больше усилий, больше поработать над материалом. Школьник должен понимать, что родители всегда будут на его стороне и в любой сложной ситуации поддержат и помогут. Объясните, что оценка не характеризует личность человека, и помните, что школа – это не только место, где получают знания и заводят знакомства – здесь происходит становление личности. Учиться нужно хорошо, но если школьник допустил ошибку, то ее легко можно исправить в следующий раз.



Приложения в Google Play – TelegramПрисоединяйтесь к нашему Telegram-каналу!

Автор: Алина Малявская, «НЖ»