«Алло! Скорая помощь?..» Заглянули «за кулисы» новогрудской службы

«Алло! Скорая помощь?..» Заглянули «за кулисы» новогрудской службы

«Алло! Скорая помощь?..» Заглянули «за кулисы» новогрудской службы

15 апреля 2025 1459

Круглый год, семь дней в неделю, двадцать четыре часа в сутки на страже нашего здоровья и жизни – «скорая помощь». В системе здравоохранения это особая служба: именно от действий ее работников нередко зависит жизнь пациента и его шансы на полное выздоровление. Чтобы своими глазами увидеть, как сегодня работает отделение скорой медицинской помощи, пришла в Новогрудскую центральную районную больницу.

Меня встречают заведующий отделением Александр Нестерович и старший фельдшер Наталия Качан. И сразу знакомят с персоналом, который после пересменки находится в полной «боевой» готовности. Пока телефон молчит, расспрашиваю о тонкостях профессии и работе службы.

– Когда бригады заступают на смену, никогда не знают, что их ждет. Но каждый врач и фельдшер морально готов к любой ситуации, – отмечает Александр Николаевич.

В режиме ожидания

Вся организация деятельности службы расписана до мелочей – от обязанностей каждого работника до оснащения автомобилей и самих медиков.

Коллектив отделения скорой медицинской помощи УЗ «Новогрудская ЦРБ» – это 64 человека: 4 врача, 35 фельдшеров, 8 санитарок, 17 водителей. Кроме станции в Новогрудке, есть пост в г.п. Любча.

– В городе на посту одновременно находится три бригады. Смена длится 12 часов, а начинается в разное время (в 8.00 или 9.00 и, соответственно, в 20.00 или 21.00). Это сделано для непрерывной работы службы, – говорит Александр Нестерович. – Бригады делятся на врачебные и фельдшерские. Последние – это основная рабочая сила «скорой помощи».

Сердце службы – диспетчерская. Прием вызовов осуществляют фельдшеры. Некоторые из них также работают в составе бригад. Телефонов – два, линий тоже. Поэтому в «скорую» вы дозвонитесь обязательно.

103 – вызов скорой помощи с любых телефонов

112 – единый номер вызова экстренных служб

– Конечно, все компьютеризировано, по каждому вызову ведется аудиозапись. Бригаде сообщение направляется сразу по нескольким каналам – на планшет и служебный телефон, – рассказывает заведующий отделением. – Когда бригада отправлена, данные заносятся в специальные программы, с помощью которых ведется статистика и осуществляется анализ работы.

Жаловаться, что медицинская помощь не совсем скорая, не нужно. Вызовы имеют классификацию и обслуживаются не только поочередно, но и по степени приоритета.

Экстренная. Но не только

– Особенность белорусской «скорой помощи» в том, что она может быть оказана в экстренной форме (если есть угроза жизни) и в неотложной (если явных признаков угрозы жизни нет). Это делает нашу страну одной из немногих, где можно вызвать медицинского работника к себе домой (или на работу, или куда угодно) просто потому, что вы плохо себя почувствовали, – подчеркнул Александр Николаевич.

Что понимается под угрозой для жизни? 

Это потеря сознания; сыпь с высокой температурой у детей; отравление химическими веществами или лекарствами; повешение, утопление; глубокие и обширные раны, обширные ожоги; ожог любой площади и глубины у детей до 3 лет; судорога; острые нарушения дыхания; чрезвычайные ситуации, пожар; ДТП с пострадавшими; падение с высоты больше собственного роста; роды; нарушение ритма сердца (аритмия), возникшее впервые, и др.

– Неотложная помощь оказывается, если заболевания пациента на момент обращения не представляют опасности для его жизни и здоровья, но могут привести к ухудшению его состояния в течение суток, – поясняет Наталия Качан. – Кроме того, при необходимости бригадами скорой медицинской помощи осуществляется доставка пациентов в межрайонные специализированные центры или областные учреждения здравоохранения.

Срок ожидания неотложной помощи не должен превышать 75 минут в городе и 90 минут в других населенных пунктах. Норматив времени ожидания скорой медицинской помощи в экстренной форме составляет 20 минут в городе, в других населенных пунктах – 35 минут.

– Мы строго следим за соблюдением норматива, однако есть нештатные ситуации. Так, невозможно доехать за полчаса в деревню, которая находится более чем в 40 километрах от города, – обращает внимание Александр Нестерович. – Не часто, но бывает, что все бригады заняты. Также привычная ситуация – когда адрес называется неточно.

Бригада, на выезд!

И вот – вызов. К слову, звонок слышен из любого помещения отделения. Диспетчер пару секунд ждет, пока определится номер, и снимает трубку. Фельдшер спокойно по порядку задает вопросы и записывает все необходимые сведения.

При вызове диспетчеру нужно сообщить следующую информацию:

кому нужна помощь (пол, возраст человека, к которому вызывают бригаду, или количество пострадавших);

что произошло (кратко: ДТП, человек без сознания...);

адрес (улицу, номер дома, подъезд, этаж);

ваш телефон и фамилию.

! Трубку можно повесить только после того, как повесит диспетчер.

Еду с бригадой на вызов. Пациент – женщина 54 лет с жалобами на высокое давление. Пять минут – и мы на пер. Интернациональном. 

Далее все по протоколу. Сбор анамнеза, измерение артериального давления, пульса, лекарства... Повторное измерение давления – ситуация без изменений (влияет стрессовое состояние пациентки). Новый препарат, ждем... Через час после приезда женщине становится легче. Фельдшер Наталья Багель дает рекомендации. Первое и главное, на чем настаивает медик, – обратиться к кардиологу для коррекции назначенного ранее лечения. Как только вышли, диспетчеру сразу сообщается, что бригада свободна.

Еще один вызов поступил из агрогородка Брольники. Местная жительница пришла на фельдшерско-акушерский пункт и почувствовала боль в груди. Еду уже со второй бригадой. По дороге готовится все необходимое, что медики берут с собой. Поэтому так важно правильно назвать симптомы заболевания или перечислить повреждения у пострадавшего. Дорога заняла двадцать минут. Опытный фельдшер Инна Камашило точно знает, что делать. 

Измерение артериального давления, пульса, получение электрокардиограммы, определение уровня сахара в крови, лекарства – и ждем... Динамика – положительная, поэтому госпитализация не потребуется.

– При необходимости дальнейшего медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента после оказания ему скорой медицинской помощи информация о вызове бригады передается в амбулаторно-поликлиническую организацию, – говорит Наталия Леонидовна.

За работой медиков наблюдала незаметно, чтобы ни в коем случае им не мешать. В общем смена выдалась спокойной, что случается нечасто. За сутки в «скорую помощь» поступил 21 вызов, из которых 16 неотложных и 5 экстренных. В стационар было доставлено 6 пациентов.

– Обычно среднесуточное количество вызовов составляет от 30 до 40. Если говорить о причинах вызова, то наиболее частые – это болезни системы кровообращения, артериальная гипертензия, болезни органов дыхания, – сообщил заведующий отделением.

Чем не занимается скорая помощь

Не выдает больничные и справки о временной нетрудоспособности.

Не выписывает рецепты на лекарственные средства.

Не проводит медицинское освидетельствование.

Не назначает дальнейшее лечение после оказания скорой помощи.

Не выполняет назначения врачей-специалистов.

Не осуществляет уход за пациентами.

Не выполняет транспортировку лиц, не имеющих медицинских показаний для осуществления транспортировки в срочном или плановом порядке.

Новое оборудование – новые возможности

– В последние годы проведена большая работа по совершенствованию технического оснащения бригад. Как результат – оперативность и улучшение качества оказания экстренной и неотложной медицинской помощи жителям Новогрудчины, – отметил Александр Нестерович. – Во-первых, обновился автопарк. Сегодня мы используем исключительно автомобили «B»-класса: две «Газели», которые в эксплуатации находятся не более 5 лет, и четыре МАЗа 2023 и 2024 годов выпуска.

Система подачи кислорода, различные виды носилок (ковшеобразные, бескаркасные, каталка-носилки, кресло эвакуационное, щит-носилки рентгеногативные), вакуумные устройства для фиксации взрослого и ребенка, видеорегистратор, GPS-навигатор и др. – все автомобили имеют современное оснащение.

Врачи и фельдшеры обеспечены новыми аппаратами искусственной вентиляции легких, автономными дефибрилляторами с кардиомониторами, глюкометрами, ингаляторами, тонометрами, электрокардиографами и др. Вся аппаратура мобильная и расположена компактно.

– Из нововведений – использование медработниками планшетов с онлайн-доступом к базе данных больницы и портативных видеорегистраторов, фиксирующих все, что происходит во время вызова. В случае непредвиденной ситуации это хорошая страховка для медработника, – подчеркнул Александр Николаевич. – Если вызов сложный и даже опасный, тогда на подмогу зовем сотрудников милиции.

– Случается всякое – пациенты, к которым мы спешим, бывают в состоянии алкогольного опьянения, аффекта или шока, – добавляет Наталия Качан. – Но к каждому мы стараемся найти подход, пытаемся успокоить, уговорить, убедить, что приехали с благими намерениями. Что бы ни происходило, врачи и фельдшеры все равно должны оказать медицинскую помощь.

В конце

Нам, простым обывателям, трудно представить, что скрывается «за кулисами» той или иной службы. Как правило, наши представления очень поверхностны. А медработники «скорой помощи» – настоящие фанаты своего дела. Профессионалы, способные взять на себя ответственность, терпеливые и внимательные к каждому пациенту. Надеюсь, что и молодые специалисты, пополнившие коллектив отделения, станут такими же.

«Новае жыццё» | Telegram | VK | OK | Facebook |
Instagram | YouTube | TikTok |   

Автор: Анастасия Петрова, «НЖ»