В школу – без мобильных телефонов

В школу – без мобильных телефонов

22 сентября 2025 304
1 сентября вступили в силу поправки к Кодексу об образовании. Одно из нововведений – запрет на использование мобильных телефонов во время учебного процесса – вызвало немало противоречивых мнений. В Минобразования отмечают, что отсутствие гаджетов призвано снизить факторы, отвлекающие от учебы, вернуть школьников к самостоятельному мышлению, повысить интерес к живому общению. С одной стороны, данная мера кажется абсолютно логичным и понятным решением. Но так ли все однозначно? Разбираемся с лидерами мнений Новогрудчины.

По словам начальника управления образования Новогрудского райисполкома Ирины Скобли, школа – это, прежде всего, пространство для получения знаний, живого общения, творчества и развития. Именно с этой целью во всех учреждениях образования введены единые правила, ограничивающие использование телефонов в стенах школы.

– По новым правилам ученики сдают телефоны перед началом первого урока и забирают их после окончания учебного дня. Для хранения гаджетов в школах оборудованы специальные шкафы и полки с индивидуальными ячейками. Расположены они в поле зрения камер видеонаблюдения, чтобы гарантировать сохранность имущества. В случае экстренной необходимости родители могут связаться с ребенком через классного руководителя или руководства школы. В учреждениях также изданы приказы о назначении ответственных за хранение мобильных телефонов, внесены изменения в правила внутреннего распорядка для учащихся, должностные инструкции для педагогов, обязанности дежурного администратора, – рассказывает Ирина Михайловна. – Убеждена, что ограничение использования телефонов поможет детям стать более внимательными на уроках и успешными в учебе, а также будет способствовать созданию более доброжелательной и творческой среды в классах.

Учитель начальных классов средней школы №5 г. Новогрудка имени Григория Фомичева Виктория Кривопуст считает, что плюсы отсутствия телефонов во время учебы в разы превосходят мелкие недостатки. Однако они тоже есть, ведь в наше время технологии могут быть не только препятствием, но и помощью в образовательном процессе. Конечно, только при условии грамотного их использования.

– Телефоны уже давно перестали быть средством только для звонков. Это многофункциональный инструмент: камера для фиксации записей учителя на доске, калькулятор для сложных подсчетов, доступ к образовательным платформам. Даже учебные пособия подразумевают использование смартфонов – например, интерактивные задания по QR-кодам, – говорит педагог. – Однако это не глобальная проблема. Кроме того, ученики спокойно и адекватно отнеслись к нововведениям. Уверена, в скором времени они и сами оценят все преимущества телефонного «детокса». 

Лагерь сторонников возглавляют и многие родители. Андрей Гринько, папа первоклассника средней школы №7, уверен, что в стенах школы телефон не является необходимостью для ребенка. 

– Наш сын Матвей вообще не пользуется телефоном, поэтому мы с женой однозначно поддерживаем этот запрет. Считаем, что отсутствие гаджетов не только положительно скажется на активности и собранности детей во время уроков, но и вернет живое общение между школьниками во время перемен. Ведь если запрет на телефоны будет касаться только уроков, на переменах они первым делом уткнутся в экраны. Получается, никакого общения, движения и отдыха для глаз, – говорит Андрей Леонидович. 

Подкрепляют эти слова и результаты исследований. По мнению ученых, даже наличие телефона в поле зрения снижает когнитивные способности ученика. Кроме того, чрезмерное увлечение ребенка гаджетами оказывает пагубное влияние на его здоровье, как физическое, так и психоэмоциональное.

Однако среди родителей есть и те, кто считает, что нововведение продумано не до конца. Безопасность детей и возможность оперативной связи с ними – главные аргументы представителей данного лагеря. Я и сама отношусь к категории родителей, которые считают, что данная мера должна быть более гибкой. К примеру, с учащимися старших классов их классный руководитель не находится в течение всего учебного дня. Представим: перерыв, педагога с учениками нет, а мне необходимо срочно связаться со своим ребенком. К кому мне обращаться? А что, если ситуация экстренная? Сколько времени займет поиск моего ребенка, ответить сложно. А ситуации бывают разные. 

Есть ли золотая середина? Очевидно, что в начале «пути» сложно дать однозначный ответ на этот вопрос – сколько людей, столько и мнений. Любые перемены – это всегда процесс, требующий адаптации и готовности к корректировкам. Возможно, со временем появятся новые решения, в которых будут учтены все нюансы и потребности. Главное – помнить, что цель у системы образования одна – создать максимально комфортную и продуктивную среду для обучения и развития наших детей. Поэтому наберемся терпения и посмотрим, как эта инициатива проявит себя на практике.

«Новае жыццё» | Telegram | VK | OK | Facebook |
Instagram | YouTube | TikTok |    
Автор: Карина Вальшонак, «НЖ»