Славянский праздник Пролетье в народе отмечают 14 мая

Славянский праздник Пролетье в народе отмечают 14 мая

Славянский праздник Пролетье в народе отмечают 14 мая

14 Мая 2022 303

В настоящее время Пролетье правильнее всего называть «традиционным славянским праздником весны». Его следует считать народным славянским праздником весны, начала лета и символической победы над суровой зимой.

В день Иеремия 14 мая люди встречали Пролетье, которое порой называлось Еремой Запашником, запрягальником, засевателем. Люди связывали ярмо, которое носил пророк, с последними работами в поле. А именно с запахиванием наделов. К этому времени почти везде уже стояла теплая погода, поэтому нагретая земля подгоняла крестьян к посеву. По этому поводу в старину была поговорка, что даже ленивая соха пашет.

В древних преданиях говорилось, что в праздник Пролетья к людям выходил сам бог Ярило, который был облачен в белую праздничную одежду, а на голове его присутствовал венок из свежих цветов. Так он ходил по полям, держа в руках колоски ярового хлеба. А место, куда ступала нога языческого божества, появлялись первые всходы.

На Пролетье утром люди сначала отправлялись в церковь, где обязательно служили молебен святому Иеремию. После окончания службы отправлялись в поле с семенами. Но не сразу приступали к посеву, а выполняли традиционный обряд. Для этого, став на пахоту, крестьяне кланялись и молились на три стороны: южную, восточную и западную сторону света. В каждую сторону бросали пригоршню зерна. И только потом приступали к засеванию всего надела.

Существовало поверье, что Иеремия в этот день помогает засевать поля. Он запрягает свою колесницу, чтобы посеять зерно и помочь пахарям. А когда уставшие люди отправлялись на отдых, то он сам заканчивал все полевые работы. Святому молились и надеялись на его помощь, потому что для крестьян наступало тяжелое время посевных работ.

Также верили, что мужчины сеют рожь для хорошего урожая, а женщины – овес, яровые культуры и горох. В регионах, где земля к 14 маю уже была пригодна к пахоте, проводили обряд первой рели. Плугом делали первую вспашку вокруг села, и каждый очерчивал свой надел.

В этот день женщины готовили «майскую кашу», которой полагалось делиться со всеми членами общины. Это было своеобразное массовое гуляние с накрытым столом, песнями и хороводами. В некоторых населенных пунктах на центральной площади готовили соломенной чучело, которое ставили на холме. Дальше этот символ зимы поджигался, пока он не сгорал полностью.

Народные приметы
• Непогода в этот день сулит суровую и холодную будущую зиму.
• Чтобы год был плодородным, на Еремея воздерживались от того, чтобы давать взаймы – ни денег, ни куска хлеба.
• Если восход был ясным – и лето ясным будет.


Отдел интернет-ресурсов, «НЖ»