
Есть несколько причин того, что ребенок не откликается на свое имя, рассказала эксперт:
— Во-первых, если родители с ребенком очень мало правильно общались в раннем детстве. Или он всё время находился в каком-то шуме. Например, ему постоянно включали телевизор. Во-вторых, он может не откликаться на свое имя, если в раннем детстве вы очень редко подходили к малышу и не особо старались привлекать его внимание, и таким образом у него не выработалась привычка зрительного внимания и реакция на звуки. Поверьте, есть семьи, в которых до сих пор существует миф, что к ребенку не нужно подходить, он должен просто лежать в кроватке. В-третьих, когда вы называете малыша разными милыми кличками — зайчик, котик и так далее. Я понимаю, нам всем хочется посюсюкаться со своим любимым ребенком. Но если вдруг в 5 месяцев вы понимаете, что вы зовете его — и он не откликается, уберите эту привычку.
Нейропсихолог обратила внимание, что ребенок должен понимать — если мама произносит какое-то определенное звуковое сочетание, подходит и смотрит на малыша, тем самым она называет его имя:
— Поэтому, когда вы формируете у ребенка этот навык — откликаться на собственное имя, — используйте только один вариант. Например, Аня. Это не Анечка, не Анюта, не солнышко, не дочурка. Всё время используйте именно определенную форму имени. Например: «Аня, иди», «Аня, ко мне». Если вдруг вы замечаете, что ребенок не в полном объеме понимает речь и что-то идет не так, то используйте еще и очень короткую фразу. Например, «Аня, иди», «Аня, дай» и так далее. Таким образом, ребенок начнет понимать, что есть какое-то действие, и когда мама произносит одно и то же слово, я выполняю это одно и то же действие. Когда мама говорит: «Аня», это относится к моему телу. Делайте многократные подходы в течение дня, и ребенок начнет реагировать. Поверьте, уже через 2–3 недели ваш малыш будет отзываться. Важно предупредить родственников, которые будут приходить в гости, и преподавателей на занятиях (в саду, на кружках), что у ребенка сейчас проходит такой этап и его нужно называть только одной формой имени.
Также важно в этот период, чтобы у ребенка было меньше фоновых шумов. Для этого нужно реже включать телевизор, отметила логопед:
— Я объясню на примере, почему так: вы зашли в метро в час пик, на фоне звучат объявления о прибытии поездов, разговаривают люди, до вас постоянно доносится шум поездов, — и если вдруг рядом будет идти ваша мама, которая позовет вас, то маловероятно, что сквозь этот шум вы ее услышите. Почему так происходит? Потому что в этот момент у вас напряжены аудиальный и зрительный каналы. Они работают на полной мощности. И так же ребенок, когда находится в постоянном шуме (в момент, когда дома включено очень много техники — телевизор, компьютер и так далее) вообще не отдыхает. Он вообще не вычленяет мамин голос из этого потока.
Дефектолог рассказала, в каких случаях родителям стоит беспокоиться:
— Если у ребенка по разным причинам есть языковая поломка, у него особенности восприятия схемы тела, гипер- или гипочувствительность. Поверьте, если малыш не откликается на свое имя, если копнуть немножко поглубже, будут обнаружены сопутствующие особенности развития. Как правило, такие дети очень капризные. И не просто так. Потому что они не понимают обращенную речь, у них не сформированы все речевые навыки, не формируется указательный жест, не могут попросить желаемое. В итоге для того чтобы добиться этого, ребенок может драться, кусаться. Родители это всё списывают на характер, а люди со стороны — на воспитание. А на самом деле проверьте и протестируйте своего ребенка. Как он откликается на свое имя? Или, например, спрячьте дома телефон. Пускай папа наберет мамин номер телефона. Посмотрите, с какой скоростью ребенок отреагирует на этот звук? Будет ли он искать спрятанный предмет? Поверьте, слуховое внимание, поворот головы и поиск глазами источника звука — это важнейший навык. После него формируется совместное внимание. Только потом вы можете формировать понимание обращенной речи.