Народный календарь: встреча Нового года в традициях белорусов

Народный календарь: встреча Нового года в традициях белорусов

27 декабря 2021 551

Перед Новым годом наши предки завершали важные дела, отдавали долги, продумывали праздничное меню. Готовясь к веселью, примерно то же самое проделывает и современный человек. Однако в давние времена ритуалам и обычаям придавался особый смысл. Разгадаем некоторые из них.

В предрождественские дни «падгадаваная» свинка переставала хрюкать в сараюшке и становилась уже не живой «вагой», а «кумпякамi i паляндвiцамi». Как говорили, «барашка — для Коляд и Васильева вечерка». К слову, белорусы умело разделывали и сортировали мясо. Не пропадало ничего. Даже отваренные свиные уши шли в дело: из них умелые хозяйки варили холодцы, сальтисоны и другие деликатесы. Что уж говорить о кровяной колбасе, «кровянке»! Наши предки готовили ее к новогоднему столу по особым рецептам, добавляли разные крупы, подавали под различными соусами.

Перед большими праздниками чистили дом от мусора, избавлялись от старых вещей. Все ненужное выкладывали на старую колоду, а потом сжигали. Этот обряд очень символичен. Уничтожали, сжигали изношенное, ветхое, отжившее свой век и вобравшее в себя все беды, болезни и несчастья старого времени и года. Необходимо было очистить дорогу новому.

В традициях белорусов понятия «последний» и «первый» тесно связаны между собой и составляют неразрывную цепь, круг. Вспомните поговорку: «Хвiлiнка за хвiлiнкай бягуць без перапынку». Каким будет первый день года, таким будет и весь год. Само понятие «праздник» носит у нас очень верное название «свята». Праздник — не только «не заполненный» работой день, но еще и «сакральный». В нем все «небуднично» — особая пища, одежда, настроение.

С давних времен человек во время перехода в новое время старался заручиться поддержкой природы. Вечнозеленые растения всегда поражали тем, что выглядят одинаково в любую пору года, словно соревнуясь со временем. В наших широтах хвойные деревья обладают еще одним важным свойством — колючими иглами отпугивают и отгоняют всякое зло. Елка ассоциируется с вечностью, продолжением жизни в других измерениях.
В фольклоре ель часто выступает как древо мира. Еще в дохристианский период славяне относились к нему с особым почтением, несли дары — хлеб, жир, масло и шкуры, пряжу. Это дерево и в наше время считается «свянцоным».
По поверьям, в него никогда не бьет молния. На Крещение елочками украшали проруби для купания в водоемах. Потом веточки крещенской ели втыкали прямо в крышу, чтобы сберечь хату от «маланкi» и пожара. По легенде, от слуг царя Ирода именно под елкой пряталась Дева Мария с младенцем Христом. Ель опустила свои ветки до самой земли и прикрыла их.

Ель занимает особое место и в свадебной обрядности. В сборную субботку, если свадьба приходилась на зимнее время, украшали елочку или просто веточку (в другую пору могли использовать ветки плодовых деревьев). Ее втыкали в свадебный каравай или ставили на специальную подставку, украшали лентами и цветами как символ девичества и красоты невесты.

1 января наши предки вспоминали святого мученика Вонифатия, который считался избавителем от пьянства. После принятия горячительных напитков во время новогоднего застолья следовало вспомнить о народных средствах восстановления. Главное, считали предки, руководствоваться тезисом: «Шануй сябе».

Название первого месяца года говорит само за себя — «студзень». Говорили так: «Студзень — зiме сярэдзiна». В это время наблюдали за природой. По долгосрочному прогнозу снежный день через полгода может обернуться проливными дождями.

ПРИМЕТЫ
• Як студзень завiдны на лiк, то пагодны i сакавiк.
• Студзень пагодны, то будзе i год плодны.
• Калi на Новы год неба зорнае — чакай добрага ура­джаю, будзе багата ягад.


sb.by